Успех, который можно повторить? Предпосылки перехода от призыва к армии добровольцев в США.

377

Вы прочитаете этот материал за 13 минут.

Переход США к полностью контрактной армии при сохранении и увеличении уровня эффективности был достигнут благодаря редкому сочетанию ряда факторов. Которых в Беларуси не было и не предвидится.

Широко распространен миф о том, что неудачное для США вмешательство в войну во Вьетнаме заставило политическое и военное руководство страны отказаться от призывной армии.

Несомненно, опыт долгой и все более дорогой войны сыграл значительную роль при начале и проведении реформ. Так, хотя во Вьетнаме американская армия не потерпела поражения в бою — она уходила из него, заставив коммунистический Северный Вьетнам официально признать границы и суверенитет Южного — США получили тяжелое моральное поражение, а авторитет армии был как никогда низок.

Уже в конце 1973 года, то есть в том же году, когда были подписаны Парижские мирные соглашение, вьетнамские коммунисты возобновили негласные военные действия против Республики Вьетнам, а в 1975 году провели открытое полномасштабное вторжение и полностью захватили ее территорию, ликвидировав антикоммунистическое вьетнамское государство. Неспособность американской политической элиты политическим и военным путем противостоять этой стратегии была в значительной степени обусловлена заниженной оценкой боеспособности американских вооруженных сил и боязнью ввязывания в новую продолжительную, кровопролитную и непопулярную внутри США войну. Многие военнослужащие также были разочарованы и при возвращении домой наталкивались на безразличное и даже враждебное отношение, снизилась дисциплина, в армии, как и в обществе в целом, вышли на поверхность межрасовые конфликты.

Однако еще в разгар войны во Вьетнаме, когда победа антикоммунистических сил считалась вполне реальной, если не неизбежной, в США стали обсуждать реформу системы комплектования армии.

Несправедливое ярмо — парадокс бэби-бума.

Уже в 1963 году президент Линдон Джонсон объявил, что Министерство обороны изучит возможность реформирования призывной системы, которая становилась все более непопулярной еще до больших потерь во Вьетнаме. Дискуссии продолжались долго, однако стали давать результаты лишь к концу десятилетия.

В ноябре 1968 года Пентагоном был открыт «Проект Волонтер», целью которого была оценка выполнимости подобного перехода без снижения боевой эффективности вооруженных сил.

Основными вопросами были: возможность добровольного набора достаточного количества высококачественного личного состава, создания для добровольцев достойных условий жизни и оплаты, введение новых принципов управления и стимулирования.

Военные оценивали и политическую ситуацию, и общественное мнение — уже давно стало ясно, что численность молодежи (детей послевоенного «бэби-бума» конца 1940-х и начала 1950-х), которая подпадает под призыв, так велика, что значительно перекрывает потребности армии.

В итоге призыв перестал быть всеобщим, а в результате потерял легитимность в глазах общества. В боях во Вьетнаме к концу 1960-х годов гибли тысячи американских солдат, однако в глазах миллионов современников эти тысячи погибших были лишь отобранной и насильно посланной политиками на заклание частью тех, кто на самом деле должен служить.

Так, в том же 1968 году в сухопутные войска США было набрано 455 176 человек. Из них немногим более половины были призывниками, еще около 100 000 пошли добровольцами, но лишь потому, что в любом случае были бы призваны, а записаться добровольцем досрочно было способом выбрать более комфортный и менее рискованный род войск. Еще 100 000 считаются «настоящими добровольцами», так как не подпадали под призыв.

Всего же количество молодых людей, которые могли быть призваны, составляло тогда более 2,5 млн человек. Таким образом, на фоне кровопролитной войны, в которой примерно за 10 лет погибло 58 000 американских солдат, служить шел примерно каждый шестой.

Несправедливость призывной системы, которая отправляет на войну одних, а из-за большого количества льгот и исключений щадит других, стала почти общенациональным мнением.

В результате и в Пентагоне начали считать призыв обузой, которая ухудшает имидж военной службы и снижает эффективность и дисциплину войск, набирая слишком большое число немотивированного личного состава.

Традиция.

Кроме того, добровольческая армия имела в США вековую историю — именно с такой армией Джордж Вашингтон победил англичан в Войне за независимость. Защита своей страны считалась обязанностью мужчины, однако американцы с большим трудом соглашались кому-либо давать право заставлять их служить в армии.

Даже в американскую войну 1812 года, когда английские войска сожгли Вашингтон, попытка провести закон о военной повинности через федеральные органы власти закончилась провалом.

Лишь почти через 100 лет после Войны за независимость, во время Гражданской войны, северные и южные штаты ввели у себя призыв, чтобы компенсировать необычайно большие потери и недостаток добровольцев. Однако и тогда эта мера была неэффективной и непопулярной, вызвав в 1863 году в Нью-Йорке масштабный бунт, который считается крупнейшим и самым жестоким за историю страны.

Только в условиях Первой мировой, на фоне крупной пропагандисткой кампании и ожидаемых потерь в десятки и сотни тысяч человек, президент Вудро Вильсон смог провести в 1917 году закон о призывной обязанности. Призыв был отменен уже в 1918 году, с окончанием войны. И введен вновь лишь в 1940 году — когда, согласно опросам, две три американцев стали считать, что победа в войне Гитлера и Муссолини угрожает США.

С небольшими изменениями и перерывами призыв сохранился и после Второй мировой войны, благодаря осознанию обществом опасности военного конфликта с СССР. Именно в период Холодной войны вероятность получить нежеланную призывную повестку стала для миллионов потенциальных американских солдат основной причиной записываться добровольцами досрочно.

Однако эта система дала сбой в конце 1960-х во Вьетнаме, когда американское общество перестало чувствовать реальную опасность для себя со стороны противника, но болезненно ощущало потери своих сыновей и несправедливую избирательность призыва.

Таким образом, призыв никогда не был нормой для США и фактически существовал продолжительный период времени лишь с 1940 по 1973 год.

В стране существовал популярный образ добровольца, который самостоятельно идет воевать за справедливое дело, обороняя свою страну, а обязательный призыв в целом так и не стал частью национальной культуры.

Экономическая мощь и выход из Вьетнама.

Общество было готово, политики были готовы, офицеры и генералы были готовы. Пожалуй, единственным значительным препятствием при переходе к добровольческой армии в США было финансирование.

«Призыв молодых людей на короткий период службы с заниженными зарплатой фактически означал «налогообложение» этой части общества. С отменой этого «налога» правительство должно было найти достаточное количество денег, чтобы обеспечить привлекательные условия — зарплаты и бонусы — для новобранцев», — говорится в официальной истории Сухопутных сил США.

Деньги также нужны для постоянной популяризации службы в Вооруженных силах, чтобы привлекать на разные посты и специальности достаточно качественный личный состав.

Более того, необходимо было найти средства для того, чтобы избавить солдат от тех избыточных, невоенных функций, которые им приходилось осуществлять в призывной армии. Вооруженные силы больше не могли использовать качественный, мотивированный и недешевый личный состав для того, чтобы стричь траву, красить заборы и тому подобное. Для этих задач нужно было нанимать все больше и больше гражданских контрактников — а это значит предлагать им зарплату не хуже той, которую предлагают в гражданском секторе.

Одновременно освобождение от невоенных задач поднимало престиж военной службы и моральных дух военнослужащих, увеличивало время, которое можно было отдать боевой подготовке. Солдаты и сержанты могли чувствовать себя профессионалами, а не дешевой низкооплачиваемой и неквалифицированной рабочей силой.

В результате даже выход американской армии из Вьетнама не привел к значительному падению оборонных издержек.

После прекращения масштабных боевых действий и сокращения Сухопутных войск с 1,57 млн солдат в 1968 году до 785 000 к середине 1974 года военные расходы США снизились с 10% ВВП лишь до 6-7%.

В номинальном выражении ВВП США вырос за тот же период с USD 942,5 до USD 1548,8 миллиарда. Таким образом, в номинальном выражении даже в 1974 году военные расходы США на поддержание меньшей по численности армии, которая не ведет активных боевых действий, были примерно теми же, что на пике Вьетнамской войны.

Женский резерв.

Кроме сокращения численности Вооруженных сил заметную помощь в комплектовании оказали программы направленные на привлечение женщин, отмечают американские историки и аналитики.

Количество женщин-добровольцев, которые ежегодно заключали контракты, выросло за пять первых лет после отмены призыва с 10 900 до 25 130. К 1978 году в Сухопутных войсках США служили 53 000 женщин, а в 1983 — около 80 000.

В ходе процесса, который продолжается до сих пор, военные начали все больше и больше верить в военные способности женщин, а значит облегчать условия приема на службу, разрешать им занимать ответственные посты, в том числе и на поле боя.

В октябре 1978 года был упразднен Женский Корпус Сухопутных войск — теперь женщины были распределены по обычным подразделениям, наравне с мужчинами.

Это было достигнуто путем постоянной работы по утверждению их статуса как профессионалов, которые получают свои звания и должности за заслуги и навыки, ничуть не уступая на своем посту мужчинам.

В июле 1976 года 119 женщин впервые были приняты в качестве курсантов в Военную академию в Вест-Пойнте.

В 1991 году из американских солдат и офицеров, которые были отправлены на Ближний Восток для участия в операции «Буря в пустыне», 8,6% были женщинами.

Рецепт для всех или уникальный случай?

Таким образом, переход одной из крупнейших военных держав мира к полностью добровольческой (контрактной, наемной) армии при сохранении и увеличении уровня эффективности был достигнут благодаря редкому сочетанию нескольких культурных, социальных и экономических факторов.

В стране было огромное количество молодежи, только относительно небольшая часть которой была необходима для военной службы.

Экономика США переживала период многолетнего стабильного и высокого роста, в результате чего появилась возможность резко сократить армию, но военные расходы снизить в гораздо меньшей степени.

Сами военные, а не только политики и население, считали добровольную службу неотъемлемой частью своей культурной традиции и разочаровались в призыве.

Женщины — около половины населения страны — стали новым источником пополнения личного состава. Добавим, что уже в 21 веке дополнительной возможностью комплектования добровольческой армии стали иммигранты, преимущественно из Латинской Америки, стремящиеся получить американское гражданство.

Если в Беларуси будет рассматриваться переход на исключительно добровольческую армию, надо надеяться, что политики и военные оценят условия, которые обеспечили успех американской реформы.

И учтут, имеются ли аналогичные по силе факторы в настоящее время, которые могут помочь достичь нашей армии не худших результатов.

Отметим, что в Беларуси с конца 18 века отсутствует традиция полностью добровольческих вооруженных сил, и пока в армию не будут кооптированы добровольцы, воевавшие, например, в Украине, а их боевая деятельность не станет позитивным фактом массового сознания, военная служба останется в глазах общества долгом беларуского мужчины, а не его самостоятельным выбором.

Демографическая ситуация в Беларуси, в отличие от США 1970-х, оставляет желать лучшего.

Также отсутствуют те источники пополнения армии добровольцами, которые существовали и существуют в США — женщины уже активно служат на разных военных должностях, а стремящихся получить наше гражданство иммигрантов подходящего возраста мало. Скорее, это беларуская молодежь стремится уехать в более экономически развитые страны.

Армия Беларуси, по нашему мнению, не имеет пространства для сокращения, учитывая резко обострившуюся ситуацию в регионе, а экономическое состояние страны не позволяет значительно увеличить её финансирование, чтобы сделать добровольную службу привлекательной и престижной.

Поэтому, единственный способ повысить популярность военной службы — избежать тех ошибок, которые повредили призыву в США, то есть прежде всего — чрезмерной избирательности набора. Необходимо, как это сделано в Финляндии, Швейцарии или Израиле, отметить большинство льгот и отсрочек от срочной службы (например, для студентов), сделав призыв по-настоящему национальным, общенародным делом.

При этом авторитет армии может быть решительно укреплен путем воспитания населения в духе беларуского национализма и жизненной необходимости защищать независимость, а также через повышение зарплат и эффективности работы офицеров и унтер-офицеров и специалистов-контрактников.

Последнее так или иначе потребует полного либо частичного освобождения подразделений от несвойственных армии функций для того, чтобы офицеры и солдаты занимались именно тем, за чем их призвали — учились защищать Родину и защищали ее.

Александр Гелогаев, специально для Belarus Security Blog.

Источники:
Griffith, R. K. U.S. Army’s Transition to the All-Volunteer Force, 1968-1974. — Washington, D.C., 1997.
American Military History. Vol. 2. — Washington, D.C., 2005.
Rostker B. I Want You! The Evolution of the All-Volunteer Force. — RAND Corporation, 2006.
US Defense Spending History.
Naturalization Through Military Service: Fact Sheet (Department of Homeland Security).

Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter
Logo_руна

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ