Вы прочитаете этот материал за 12 минут.
Избирательная кампания 2015 года, начинавшаяся довольно бесцветно, приобретает признаки драматичности. События последних дней, происходящие вокруг претендента в кандидаты на пост президента Виктора Терещенко, создают впечатление, что его участь уже предрешена. Ему предстоит сойти с дистанции, так как собранные его инициативной группой голоса не будут засчитаны. Так что теперь главная задача Виктора Ивановича – сделать это красиво. Или, хотя бы, прилично.
Фальшивые подписи.
В воскресенье, 30 августа, информагентство БелаПАН со ссылкой на «Радыё Рацыя» сообщило: в Гродно все 11 509 подписей, собранные инициативной группой Виктора Терещенко по выдвижению его кандидатом в президенты, были признаны недействительными. Территориальные избирательные комиссии Ленинского и Октябрьского районов города в ходе проверки выявили, что в подписных листах значатся автографы покойников и людей, существование которых не подтверждают сотрудники службы по гражданству и миграции.
«Потенциальный кандидат в президенты Виктор Терещенко и его инициативная группа не собрали в Гродно ни одной настоящей подписи, – констатировал независимый наблюдатель от Белорусского Хельсинкского комитета Роман Юргель. – Нам, наблюдателям, показали ответы областного Управления внутренних дел, в которых содержалась информация о том, что в подписных листах номера паспортов не совпадают с фамилиями людей и все подписи недостоверные». В Гродненской областной территориальной избирательной комиссии сообщили, что все необходимые документы, подтверждающие факт фальсификации, будут направлены в Минск.
А по информации «Радыё «Свабода», в Могилёве Ленинская районная избирательная комиссия выявила более 20% недостоверных подписных листов Виктора Терещенко. По информации независимого наблюдателя, аккредитованного при избирательной комиссии, правозащитника Алексея Колчина, на проверку инициативной группой претендента было сдано 216 листов, на которых имелось 2606 подписей избирателей. В результате 531 подпись была признана недостоверной. Из них 529 подписей оказались напечатаны на цветном принтере.
«Данные избирателей были просто распечатаны. Может и подписи тоже были ненастоящие, но об этом трудно говорить. Эксперт никаких выводов на этот счет не сделал», – замечает наблюдатель. По его словам, избирательная комиссия проведёт ещё одну проверку достоверности подписных листов, представленных командой Терещенко.
«Там два этапа проверки. На первом этапе, когда выявляется более 15% проблемных подписей, назначается дополнительная проверка. Проверять будут уже 15% от всех сданных в комиссию подписей. Комиссия отобрала ещё 1861 подпись на 163 листах и будет их проверять до 31 августа», – пояснил Алексей Колчин. Известно, что избирательная комиссия проверяла подписи всех выдвиженцев на президентство, и наибольшее количество недостоверных подписных листов было подано именно за Виктора Терещенко.
«Я думаю, что сами сборщики подписей хотели их таким образом сфальсифицировать, – полагает Алексей Колчин. – Откуда же они взяли данные тех избирателей? Откуда-то они их взяли. То есть они были записаны раньше. Но какая была необходимость их распечатывать? Там ещё и большой вопрос к самим подписям, которые стоят напротив данных избирателей. Было бы интересно их проверить».
По данным «Радыё «Свабода», в Могилёве в ходе сбора подписей единственный пикет в поддержку Терещенко выставлялся на пешеходной улице Ленинской. Журналисты «Свабоды» попросили прокомментировать ситуацию главу избирательного штаба Терещенко Олега Нестеркова. «Пока я опровергаю данную информацию. Мне тяжело что-то говорить на этот счёт. Я знаю, что все подписи у нас проходили проверку. Я ничего не знаю про напечатанные подписи и откуда такая информация», – сказал он.
Странное отравление.
За два дня до того, как пошла информация о фальшивых подписях, громкой новостью стала попытка отравления Терещенко в столичном кафе «Грюнвальд». Правда, до сих пор не очень понятно, имела ли она место на самом деле – не случайно многие наблюдатели сразу стали сравнивать это отравление с поездкой Лукашенко в Лиозно в 1994 году.
Этот инцидент очень подробно освещало интернет-издание «Беларуская праўда». По его информации, утром 28 августа Виктор Терещенко с руководителем своего штаба Олегом Нестерковым проводили встречу в кафе на улице Карла Маркса в Минске. После выпитого морковного сока со взбитыми сливками политику стало плохо. Виктора Терещенко госпитализировали в 3-ю клиническую больницу Минска, где на некоторое время он останется под наблюдением врачей.
И сам кандидат, и окружение Виктора Терещенко сразу сделали вывод, что имело место покушение. Вот как рассказал «Беларускай праўдзе» подробности инцидента доверенное лицо Терещенко Сергей Скребец.
— В 8 часов утра Виктор Терещенко вместе с начальником штаба Олегом Нестерковым встречались с человеком. Терещенко заказал сок, выпил его и через три минуты ему стало плохо: отекли глаза, потом лицо. Глаза зачесались, Виктор Иванович пошёл в туалет, где его вырвало. Давление сразу подскочило до 180-ти: существовала угроза остановки сердца, инсульта.
Естественно, Олег Нестерков сразу вызвал скорую помощь, но не догадался вызвать сразу и милицию. Но все испытали такой шок, чтобы было не до милиции. Врачи потребовали стакан, из которого пил Терещенко, – стакана не оказалось; потребовали повара или бармена, который готовил напиток, на месте того не оказалось; администратор и директор кафе также исчезли. Присутствовала только бледная официантка, которая обслуживала столик.
По всему видно, в соке оказался сильнодействующий яд. Врачи также сказали, что в течение месяца будут выяснять, каким ядом отравлен Терещенко. Мы планировали подать заявление в милицию, чтобы допросили официанта, допросили бармена – кто готовил этот сок? Но сегодня семья Виктора Ивановича почему-то решила не подавать заявление в милицию. Почему – не знаю…(конец цитаты)
Здесь начинается некоторая неразбериха, поскольку на следующий день Ленинский РУВД Минска всё-таки возбудил уголовное дело по факту отравления Виктора Терещенко.
В свою очередь, «Беларуская праўда» взяла эксклюзивное интервью у Виктора Терещенко прямо на больничной койке. По свидетельству журналиста, политик выглядел плохо: лицо опухшее, багровое, руки трясутся, говорит с трудом.
Вот что рассказал Виктор Терещенко (выдержки): «28 августа мы с членами своей команды встретились в кафе «Грюнвальд» на улице Карла Маркса. Я, как всегда, заказал натуральный сок – свежевыжатый морковный сок… Мы разговаривали, и я в течение минуты через соломинку выпил сок. Нехорошее ощущение пришло сразу, а через 5-7 минут я чётко ощутил неприятные ощущения в носоглотке, чихание, зуд и потекли слёзы из глаз. Я… пошёл в туалет. Сразу же промыл глаза, лицо, прополоскал рот и постарался вырвать, сколько смог. Зеркала в туалете не было, поэтому я не мог видеть себя в тот момент. К столику я подошел в плохом состоянии: кружилась голова, пошатывался, сел и на несколько секунд потерял сознание. Мои собеседники сразу же спросили: что с вами?
Мы сразу же потребовали официанта, пришла девочка лет 25-ти: вы дали человеку сок – видите, что произошло? Мне такой приготовили, я не виновата, отвечает официантка. Я сразу же потребовал принести стакан, из которого пил, соломинку, через которую пил, потребовал бармена, готовившего сок, и администратора. Через некоторое время (буквально через несколько секунд) официантка возвращается и говорит: мы не можем вам дать стакан. Почему? В полдевятого утра ещё нет посудомоек, практически отсутствуют посетители – почему не можете? Позовите администратора. Его нет .Тогда позовите бармена, повара – тех, кто готовил сок. А их тоже нет – они сбежали. … У меня пошли колики по всему телу – вплоть до пяток. Давление подскочило до 180-ти – никогда раньше давление не поднималось выше 125-ти! Шея (от плеч) и голова полностью онемели – как рот после заморозки. Лицо было багровым, опухшим, отнялась речь…
Меня отвезли в 3 клиническую больницу, которая находится недалеко от кафе «Грюнвальд» … Врачи говорят, что это – аллергический шок. Но в свои 65 лет у меня нет аллергии ни на что».
Как это выглядит со стороны: после неудавшейся попытки отравления Виктора Ивановича персонал кафе просто разбежался? Прямо как в плохом детективе. Может, они теперь оправятся наёмниками на Донбасс? Для полноты сюжета, так сказать…
Интриги в происходящее добавляет то, что, по словам «кандидата в кандидаты», в том же кафе за другим столиком с компанией сидел Андрей Дмитриев. Который, дескать, быстро смылся, как только Терещенко стало плохо. Интересно, мне одному тут вспомнилась знаменитая «визитка Яроша»?
Разумеется, Виктор Терещенко сразу начал рассуждать, кто мог стоять за этим отравлением. «Кому выгодно? Сразу хочу сказать: власти этот инцидент не выгоден, – сказал он «Беларускай праўдзе». – Ведь меня могут просто не зарегистрировать кандидатом в президенты, в любое время снять – зачем властям шум и неприятности? Есть третье лицо, заинтересованное, чтобы я не мешал, чтобы меня не было в списках для голосования. Я сторонник государственности, я против Площади, против расшатывания лодки, в которой мы все находимся – Республики Беларусь, я профессор экономики и говорю про реформы в экономике. Но кого-то это не устраивает».
Время информаторов.
Любая избирательная кампания – это то время, когда журналисты «на полную катушку» используют своих информаторов в политической среде. А у любого опытного журналиста таких информаторов достаточно много (подробнее по теме). Лично мои информаторы из команды Терещенко в ходе прошедшего сбора подписей сообщали прямо-таки удивительные вещи.
Например, о том, что в какой-то момент представители команды Терещенко начали искать на негласном вторичном рынке подписей 55.000 автографов за своего босса. Какую сумму предлагали – не знаю. Но само существование такого теневого рынка – не особый секрет. В ходе каждых выборов есть люди, стремящиеся заработать на чьих-то властных амбициях. В итоге подписи вроде как купили – но не те ли самые поддельные?
Замечу, что сам Виктор Терещенко как-то открыто признал: «Мы в своих подписях уверены, так как мы за них платили деньги». А вот какая информация ещё до этого признания поступала ко мне. По данным моих источников, Виктор Терещенко выделил средства из расчёта 1 голос – $1. Но это руководителям кампании по сбору подписей. Конечным сборщикам – тем, кто находился внизу пирамиды, – обещали уже по $0,1 плюс премии за определённое число собранных подписей, причём премии должны были идти по нарастающей. Однако в итоге выплатили лишь по $0,1, без всяких премий. От $1 до $0,1 за подпись – оцените масштаб распила!
Кстати, я вполне допускаю, что сам Виктор Терещенко обо всех этих махинациях и не знал. Честность лидера ещё не гарантирует честность всех членов его команды.
Разумеется, я вовсе не уверен в достоверности всей этой информации. Именно поэтому не публиковал её раньше – меня ведь тоже могли ввести в заблуждение. Но теперь, по крайней мере данные первичной проверки подписей, подтверждают сведения, поступившие от моих информаторов.
Что же происходит?
Теперь переходим к последней – конспирологической – части, и попробуем ответить на вопрос: что же за игра сейчас ведётся вокруг Виктора Терещенко? По моим данным, пока власть склоняется к тому, чтобы его не зарегистрировать. Но какой смысл не регистрировать вполне провластного экономиста, собиравшего подписи под красно-зелёным флагом?
Опять же мои данные, основанные на утечках из Администрации президента. Они говорят, что там всерьёз рассматривается вариант, при котором Александр Лукашенко «проявит невиданную демократию» и снизойдёт до публичных дебатов с соперниками. Понятно, что при таком раскладе в ходе дебатов опытный демагог Лукашенко ту же Татьяну Короткевич порвёт, как Тузик шапку. А вот со знающим своё дело экономистом Терещенко у него наверняка бы возникли проблемы. Да и выглядит Виктор Иванович среди всех кандидатов, пожалуй, наиболее импозантно – и он наверняка бы завоевал сердца значительной части женского электората.
Впрочем, всё это, повторюсь, лишь одни из рассматриваемых сейчас в АП сценариев.
Но вполне возможно, что Терещенко по неким каналам получил информацию, что его решено не регистрировать. В таком случае «отравление» в центре Минска, да ещё и с замеченным за соседним столиком Дмитриевым – возможно, просто попытка красиво, с наименьшими имиджевыми потерями, выйти из игры.
Денис Лавникевич специально для Belarus Security Blog