Внутреннее положение: оппозиция и протестное движение.

1836

Безусловно, июнь был интересен событиями, так или иначе затрагивающими существующую беларускую оппозицию. На наш взгляд, достойны внимания следующие четыре момента:

— общественные протесты, организованные посредством Интернета;

— практически полная бездеятельность оппозиционных партий и движений;

— инициативы движения «Говори правду!»;

— возможность создания новой коалиции оппозиционных политических организаций.

Происходит стихийная, пока еще недостаточно эффективная, самоорганизация недовольных политикой властей. Проведенная акция «Стоп-бензин» продемонстрировала, что беларуское общество весьма равнодушное к требованиям неких демократических перемен, способно мобилизоваться под экономическими требованиями и лозунгом справедливости.

Одновременно событием месяца следует считать акции молчаливого протеста, организуемые «Движением будущего» посредством социальных сетей. И хотя опасность подобных акций для власти явно преувеличена (прежде всего,  вследствие неадекватной реакции самих властей), это,  безусловно, является знаковым событием. Интерес представляет сама структура — организатор. О фактических связях организации известно немного. С момента своего основания, «Движение будущего» рассматривалось некоторыми оппозиционными политикам, либо как российский проект, либо как проект властей, озабоченных низким авторитетом среди молодежи и недееспособностью БРСМ. В настоящее время протесты организуются из Польши. Первоначально, проект «Революция через социальную сеть» был профинансирован за счет личных средств организаторов. В настоящее время основным источником финансирования проекта являются пожертвования физических лиц (включая иностранцев). На наш взгляд сомнительно, чтобы у координаторов «Революции через социальную сеть» была долгосрочная стратегия и планирование. Скорее, можно говорить о том, что им удалось подхватить протестную волну в обществе и предложить достаточно привлекательный для масс недовольных формат протестов.

В ситуации продолжающегося системного кризиса беларуского государства следует отметить практически полное бездействие оппозиционных партий и движений. Из партий единственной, ведущей хоть какую-то агитационную деятельность, является Консервативно-христианская партия Беларуского народного фронта (КХП БНФ), которая пусть и в небольшом объёме, регулярно распространяет свои материалы, изготовленные кустарным способом. Традиционная беларуская оппозиция не просто не воспользовалась ни одним из «окон возможностей», открывшимся за последние полгода, но, за исключением «Говори правду!», даже не попыталась это сделать. Складывается впечатление, что политические партии либо откровенно недееспособны, либо не намерены создавать дополнительные проблемы властям. Не понятно, является ли это следствием позиции зарубежных доноров беларуской оппозиции, озабоченных возможным поражением А. Лукашенко в ходе очередного противостояния с Кремлем, либо же внутренними договоренностями по линии власть-оппозиция. Последнее отнюдь не невозможно, учитывая наличие агентов влияния беларуских служб безопасности, внедренных в ряды оппозиции, а также вполне вероятное негласное сотрудничество некоторых беларуских политиков с режимом по отдельным вопросам.    

На этом фоне деятельность «Говори правду!» выглядит наиболее достойно, если рассматривать структуру «традиционной» оппозиции. В июне месяце это движение предприняло шаги по «перехватыванию» потенциально выигрышных тем. На фоне видимого бездействия А. Михалевича и его «Союза за модернизацию», вопрос о пытках начал подымать В. Некляев. Также  «Говори правду!» обратилось к властям с предложением начать общественный диалог, выдвинув в качестве предварительных условий реабилитацию осужденных по делу 19.12.2010 и отказ от кулуарной приватизации общенациональной собственности. Безусловно, ни на какие переговоры режим не пойдет. Интерес в обращении представляют два момента:

— попытка интернационализации внутриполитического конфликта путем привлечения России, США и ЕС в качестве гарантов соблюдения договоренностей;

— впервые заявлено о том, что приемники действующего руководства страны не обязаны нести ответственность «по выполнению политических и экономических соглашений, в том числе международных, подписанных белорусским руководством после 19 декабря 2010 года». Таким образом, ставятся под сомнение все приватизационные сделки и кредитные соглашения, уже заключенные (после 19.12.2010) или планируемые к заключению властями.

Реакция оппозиционных структур на последнее положение обращения «Говори правду!» стала проверкой на их готовность к реальной борьбе за власть. Игнорирование или негативное отношение может быть расценено как фактическое соглашательство с властями: ни одна оппозиционная структура или лидер официально и публично к обращению «Говори правду!» не присоединились (КХП БНФ не признает существующий режим в принципе, а следовательно и все заключенные им соглашения, сделки, принятые обязательства).

Заявление В. Некляева о том, что «Говори правду!» не планирует преобразования в политическую партию, является тактическим, в силу того, что в настоящее время власти не пойдут на регистрацию оппозиционной политической структуры.

В последнее время А. Милинкевич предпринимает попытки консолидировать вокруг собственной персоны политическую оппозицию или некоторую ее часть. Платформой станет необходимость защиты национального суверенитета от угрозы (по нашему мнению мнимой) со стороны России.  В силу низкого авторитета политика в обществе и среди большинства политических активистов, успех вышеуказанного плана сомнителен.

В июне с заявлением о возможности объединения части оппозиции выступил А. Лебедько. В дальнейшем последовало совместное заявление ряда политических организаций об угрозе бойкота оппозицией выборов в Национальное собрание 2012 года.

Центробежные устремления в рядах оппозиции могут быть мотивированы перспективой получения материальной поддержки под новый политический коалиционный проект. Маловероятно, что новые политсоюзы как-либо повлияют на ситуацию в стране. Опыт политических блоков в Беларуси исключительно негативный. Из трех серьезных объединений за последние 10 лет (Объединенные демократические силы, союз левых партий, Беларуский незалежницкий блок) только один, ОДС, был заметен на политическом поле и в итоге фактически прекратил деятельность. Остальные оказались мертворожденными структурами практически с момента основания. Однако специфика беларуской оппозиционной политики такова, что зачастую то, что бесполезно для политической борьбы, идет на пользу материальному благополучию конкретных политиков.   

Logo_руна