Внутреннее положение: устойчивость государственной власти.

1386

Важнейшие события месяца. В ноябре тема модернизации государственной системы Беларуси оставалась основной. Однако беларуское руководство пока ограничивается заявлениями общего характера.

Похоже, в верхах продолжается обсуждение целесообразности перехода к режиму управляемой демократии через систему провластных «карманных» партий. Именно с этим может быть связано поручение А. Лукашенко новому послу Беларуси во Франции П. Латушко изучить возможность создания в нашей стране аналога французской Социалистической партии (источник). Ранее А. Лукашенко заявил о своей поддержке Коммунистической партии Беларуси и продолжил блокировать создание партии номенклатуры и части окологосударственного бизнеса на базе объединения «Белая Русь». Вопреки ожиданиям и прогнозам, опиравшимся на кулуарную информацию, на съезде «Белой Руси» 03.11.2012 так и не было объявлено о преобразовании организации в полноценную партию. Совершенно очевидно, что это связано с отсутствием согласия А. Лукашенко на трансформацию номенклатурного объединения в политический субъект. 

Не совсем понятным остается потребность в изучении опыта деятельности левой партии во Франции при наличии уже действующей беларуской компартии. Возможно, это связано с тем, что, несмотря на государственную поддержку, последняя на сегодняшний день демонстрирует низкую дееспособность. Средний возраст беларуских коммунистов свыше 60 лет. Сторонники учения Маркса-Ленина в нашей стране вымирают естественным образом.

Динамика развития положения за месяц. Как мы и прогнозировали ранее   (читать), бывший Председатель Государственного пограничного комитета Беларуси генерал-майор И. Рачковский вновь вернулся во властную обойму: А. Лукашенко назначил его на должность первого вице-президента Национального олимпийского комитета (источник). Вполне вероятно, что этот пост станет промежуточным перед возвращением генерала в число руководителей силового блока.

Конец года традиционно отмечен российско-беларускими дискуссиями относительно топливного баланса и поставок нефти в нашу страну в наступающем году. Москва заявила о готовности удовлетворить потребности беларуской стороны в нефти только в объеме 18 млн. тонн, при запросе в 23 млн. тонн. Подобная позиция может быть связана с фактором личной неприязни между руководителями двух формально союзных стран. Нефтехимия – важный инструмент обеспечения экономической стабильности Беларуси. В случае уменьшения объемов поставки нефти из России беларуские власти вынуждены будут более предметно заняться вопросами приватизации государственной собственности. В силу внешнеполитического фактора наиболее вероятно, что приватизация произойдет в пользу российских инвесторов. В этой связи особую важность приобретает факт принятия 03.11.2012 представителями ряда оппозиционных организаций Беларуси совместного с Радой Беларуской Народной Республики  Меморандума «О мерах по обеспечению независимости Беларуси». Данный документ может серьезно осложнить для режима задачу по привлечению внешних капиталов в страну. Меморандум содержит положение, которое признает оспоримым всякий факт продажи государственной собственности и подразумевает возможность его пересмотра.

Несмотря на уязвимость своего положения, беларуские власти продолжают демонстрировать твердость позиций. Так, Премьер-министр Беларуси М. Мясникович отверг прозвучавшие через СМИ требования Кремля о возмещении российскому бюджету потерь, вызванных экспортом через Беларусь растворителей и разбавителей, изготовленных из российской нефти. Отметим, что требование звучит не совсем по адресу: большая часть прибыли от экспорта нефтепродуктов осталась за пределами Беларуси. Есть основания полагать, что конечными бенефициарами схемы являлись все же отдельные российские чиновники и в меньшей степени – беларуская сторона. 

На фоне сложных взаимоотношений с Россией беларуские власти прилагают активные усилия для уменьшения зависимости от Кремля. Прежде всего — в экономической сфере, где уязвимость наибольшая. Так, в течение ноября продолжились попытки обеспечить финансовую поддержку беларуской экономики за счет привлечения кредитных ресурсов международных институций. 1-2 ноября состоялся визит регионального руководства Европейского банка реконструкции и развития в Беларусь (источник). Обсуждались вопросы приватизации государственной собственности и участия банка в финансировании муниципального сектора Беларуси. Следует отметить, что в мае 2011 года банк отказался от финансового сотрудничества с беларускими центральными властями по политическим мотивам. 21.11.2012 в Брюсселе прошел второй раунд экспертного диалога Беларусь – ЕС по экономическим и финансовым вопросам (источник). Судя по молчанию беларуской официально пропаганды, мероприятие не увенчалось даже минимальным прогрессом. Активно продолжилась работа по привлечению в страну именно прямых иностранных инвестиций. Правда, также пока безрезультатно. Интересно отметить, что беларуские власти начали выражать неудовольствие тем, что инвестиционная деятельность Китая в Беларуси ограничивается лишь предоставлением связанных кредитов. В настоящее время только два проекта реализуются за счет прямых инвестиций из КНР (источник).

Похоже, давно очевидный факт становится таковым и для высокопоставленных беларуских чиновников: Беларусь малоинтересна для серьезных инвесторов. Справедливости ради отметим, что это является преимущественно следствием политического фона вокруг нашей страны. Власти приложили серьезные усилия для упрощения ведения бизнеса и инвестиционной деятельности в Беларуси. Однако политический фактор остается определяющим. Без нормализации отношений с Западом рассчитывать на приход крупных инвесторов и ускорение экономического развития не приходится.

Беларуская правительственная делегация приняла участие в 18-й сессии конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и 8-м совещании участников Киотского протокола в г. Доха (Катар) (источник). Данное событие заслуживает пристального внимания, так как, начиная с 2013 года, Беларусь получает возможность присоединиться к рынку торговли квотами на выбросы углекислого газа. Речь может идти о дополнительном поступлении в страну порядка EUR 1 млрд. в год. Однако, с учетом того, что основными покупателями квот выступают развитые демократии Запада, далеко не факт, что будет спрос на беларуские квоты по приемлемой цене.

08.11.2012, в рамках 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, представитель Беларуси обвинил в нарушении прав человека ряд стран ЕС, Канаду и США (источник). Не вдаваясь в вопрос обоснованности беларуской позиции, отметим, что подобное поведение выглядит как минимум неуместным в условиях открытой демонстрации официальным Минском заинтересованности в возобновлении взаимодействия с Брюсселем и Вашингтоном. Это свидетельствует о снижении качества государственного управления, когда действия одного властного института на международной арене противоречат позиции другого.

Выводы. Несмотря на пространные монологи А. Лукашенко о необходимости политической модернизации, пока нет оснований полагать, что у него есть четкое представление о её возможных формах. Именно этот вывод можно сделать из анализа той части интервью беларуского лидера агентству «Рейтер», которая посвящена внутриполитической ситуации в стране и перспективам её изменения (источник). А. Лукашенко подтвердил отказ от реформирования избирательной системы в связи с якобы неприятием пропорциональной системы гражданами Беларуси и отсутствием в стране дееспособных политических партий.

На фоне последнего аргумента логичным выглядело бы санкционирование создания партии на базе «Белой Руси». Однако, по нашему мнению, А. Лукашенко пойдет на это только в случае крайней необходимости. Объединение «Белая Русь» представляет собой результат сращивания высокопоставленной номенклатуры и «придворного» бизнеса. При этом ни первая группа, ни вторая не могут рассматриваться как абсолютно лояльные беларускому лидеру. Допустить их политическое и организационное усиление – подорвать существующую систему единоличной власти в Беларуси. Кроме того, опыт России показывает, что формирование партии власти скорее создает новые проблемы для режима, нежели решает существующие. Тем более, что ключевые проблемы для беларуского механизма государственного управления это коррупция, депрофессионализация государственного аппарата, оспариваемая легитимность внутри страны и за рубежом. Преодолеть эти вызовы в рамках авторитарного политического режима невозможно в принципе. Для этого необходим переход к хотя бы ограниченной политической конкуренции, выборной демократии и прозрачности в деятельности государственного аппарата и государственных компаний. Однако это чревато утратой власти существующим режимом, не способным к ведению конкурентной борьбы за народную поддержку. 

Исходя из задач, которые должна решить потенциальная политическая модернизация (повышение эффективности государственного управления с сохранением полноты контроля над ситуацией в стране) можно предположить, что единственным приемлемым механизмом является переход к системе прорежимных политических партий с ограниченной конкуренцией между ними и сохранением ключевой роли лично А. Лукашенко. При этом он сам сможет опереться на левопопулистские силы, которые будут уравновешивать номенклатуру и технократов во власти. Таким образом, возможен повторный выход на политическую сцену А. Лукашенко в амплуа защитника интересов широких народных масс, борца с коррупцией и произволом бюрократов.    

Одновременно власти не демонстрируют готовность к нормализации внутриполитической обстановки в стране. Похоже, беларуский режим все еще пребывает в плену иллюзий, что удастся заручиться финансовой поддержкой Запада и международных институций, обеспечить приток прямых инвестиций в Беларусь и при этом не пойти на встречные уступки в политической сфере.

Logo_руна