Военная помощь EC Украине: восток vs. запад

963

Вы прочитаете этот материал за 6 минут

С самого начала российского вторжения украинские войска были вынуждены заниматься почти исключительно тяжелой обороной. В целом она была более или менее успешной, решающих прорывов российская армия осуществить не смогла, временами неся большие потери, но все же медленный захват ею новых территорий продолжался. Пока в начале сентября Вооруженные Силы Украины не нанесли мощный контрудар. Всего за неделю деоккупировав несколько тысяч квадратных километров с перспективой достижения новых успехов.

Очевидно, что главной предпосылкой к столь существенному изменению положения стала военная помощь, предоставляемая Киеву так называемым «коллективным Западом». Справедливости ради следует признать, что на первых порах с поставкой тяжелых вооружений он не слишком спешил, не будучи уверенным, что те не будут уничтожены при транспортировке или не захвачены на поле боя.

Однако, когда эти опасения развеялись, Соединенные Штаты и Великобритания приступили к делу. В меру своих возможностей аналогичным образом повели себя «молодые» члены ЕС и НАТО, в первую очередь Польша и страны Балтии. А вот ведущие западные члены Евросоюза оказались в этом плане заметно более сдержанными. За что периодически подвергаются критике Киева.

Существует много причин такого их поведения. Одна из них – боязнь серьезного ухудшения экономического положения. Которое может привести к кардинальным внутриполитическим переменам, как это уже произошло в Италии. И хотя напрямую с событиями в Украине этот правительственный кризис связан не был, можно допустить, что ожидавшиеся в стране энергетические проблемы оказали на него немалое влияние.

Далеко не последнюю роль играют тесные отношения с кремлевским режимом многих западных политиков. Одна из таковых, Марин Ле Пен, считает, что поставки оружия Украине граничат с участием в конфликте. И называет санкции Парижа против России геополитической ошибкой. Подобные настроения пользуются солидной поддержкой (Ле Пен получила на недавних президентских выборах во Франции 42% голосов). Так что игнорировать их власти не могут.

Важным сдерживающим фактором остается угроза начала ядерной войны. Не исключается, что в результате военных поражений в России может создаться положение, которое Кремль воспримет как неприемлемое и пойдет на самые радикальные меры.

В пользу такой точки зрения свидетельствует тот факт, что уже через три дня после начала текущих военных действий Владимир Путин приказал привести российские силы сдерживания, включая стратегические, в особый режим боевого дежурства.

Разумеется, это может быть и обыкновенным шантажом. Хотя в силу неоднократно продемонстрированной Москвой непредсказуемости считать подобные опасения безосновательными чересчур оптимистично.

Высказываются опасения, что тяжелое военное поражение России приведет к ее развалу с колоссальными негативными последствиями.

К числу объективных причин следует отнести истощение запасов оружия в странах ЕС после отправок его Украине. О чем сообщил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. В целях ускорения и удешевления пополнения арсеналов он призвал объединять военные заказы.

Также политик напомнил, что для использования современного оружия необходимо соответствующее обучение военнослужащих, которое требует времени. Соответственно, подготовку украинских войск необходимо было начать год назад. Пока же у Украины для запрашиваемых объемов просто не хватает необходимого количестве специалистов.

Вследствие всех этих обстоятельств большинство западных союзников от направления в Украину наступательных вооружений пока воздерживается. Хотя поставки Польшей, Чехией и Словенией танков различными способами тем компенсирует.

Таким образом, восточные европейцы находятся в лидерах. Почему же их действия столь заметно отличаются от действий западных партнеров по ЕС?

Первостепенной причиной являются, пожалуй, историко-географические обстоятельства. Государства, расположенные рядом с российской/советской империей, длительное время в той или иной форме находились под ее политическим гнетом. И, несмотря на их очевидную военную уязвимость, историческая память там еще слишком сильна. Так что готовность идти на любые жертвы, дабы предотвратить повторение, является доминирующей.

У западноевропейцев же такого негативного опыта нет. Поэтому исходящие от России угрозы они не ощущают столь сильно. Тем более, будучи отделенными от нее союзниками.

Практически все рассмотренные факторы имеют место у лидера ЕС –  Германии. В частности, согласно опубликованному 22 сентября прогнозу Федерального объединения немецких банков, российское вторжение в Украину, которое привело к росту цен на энергоносители, стало одной из главных причин того, что экономике страны этой зимой грозит «сползание в рецессию». В текущем году ВВП вырастет на 1,4%, но в следующем почти на столько же сократится.

Как и в других странах, в Германии по вопросу отправки Украине тяжелого вооружения нет единства ни в обществе, ни во власти. По результатам проведенного 30 августа социологического опроса лишь 32% немецких граждан поддержали усиление этого процесса. Против такого шага высказалось в два раза больше – 62%.

Бундестаг настаивает на увеличении поставок тяжелых вооружений, но канцлер Олаф Шольц накладывает ограничения. На сей счет есть разные толкования: то ли он боится быть втянутым в войну или оттолкнуть пацифистское крыло своей социал-демократической партии, то ли не хочет разжигания антиамериканских настроений или отправки оружия в зоны конфликта. Не исключается нежелание вызвать недовольство Москвы, поскольку не все немецкие политические и экономические элиты готовы порвать с ней особые связи.

Ощущается и нехватка вооружений, о чем в августе говорила глава германского МИДа Анналена Бербок. Недавно стало известно, что правительство согласилось-таки отправить Украине 18 самоходных артиллерийских установок RCH-155, запрошенных еще 14 июля. Но заказ может быть выполнен не раньше, чем через 30 месяцев.

Берлин не всегда прислушивается даже к точке зрения НАТО. Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг назвал поражение Украины более опасным, чем не до конца заполненные арсеналы стран-участниц, и посоветовал последним поставлять оружие Украине, а не накапливать его на случай маловероятного нападения. Министр обороны ФРГ Кристине Ламбрехт ответила, что «не готова … поставить под вопрос оборону страны и Альянса».

В результате, в отличие от ряда европейских коллег, немецкие лидеры регулярно заявляют, что «Украина не должна проиграть», но не «Украина должна победить».

Тем самым, казалось бы, у Киева достаточно оснований для критики. По-видимому, в свете этого Владимир Зеленский предположил, что из-за нацистского прошлого у Германии есть «определенные психологические барьеры», мешающие поставлять его стране оружие в полной мере.

Тем не менее, как бы там ни было, Германия направила Украине 10 самоходных гаубиц Panzerhaubitze 2000, 15 зенитных самоходных установок Gepard, 3 реактивные системы залпового огня MARS-II, современные системы ПВО IRIS-T, разведывательные дроны, бронетранспортеры, тысячи ручных противотанковых гранатометов и переносных зенитных ракетных комплексов, миллионы единиц боеприпасов, бронежилеты, медикаменты, транспортные средства и т.д. Она также лидер среди европейских стран по размеру оказанной Киеву финансовой помощи – Eur 1,4 млрд.

Кстати, не стоит забывать, что уже на четвертый день войны немецкие власти отказались от своего доселе незыблемого принципа не направлять никакого оружия в кризисные зоны. Возможно, последние решения Кремля –  мобилизация, аннексия захваченных территорий, возвращение угроз применения ядерного оружия – подтолкнут Берлин к продолжению движения в том же направлении. При этом за ним могут последовать другие колеблющиеся.

Logo_руна