Высокоточное оружие. Если говорить о наиболее приоритетных сферах его интереса, то надо упомянуть о беларуских разработках в области высокоточного оружия. В частности, как следует из интервью данного в свое время Александром Лукашенко агентству France-Press, нашим ВПК создана система наведения, позволяющая осуществлять попадание в заданную цель практически со 100-процентной точностью.
Принцип действия такой системы, по словам специалистов, состоит в том, что оптическая аппаратура головки самонаведения (ГСН) формирует изображение местности в районе цели, которое сравнивается бортовым компьютером с введенной в ходе подготовки ракеты к пуску цифровой картой-эталоном. Исходной информацией для такой карты служат аэро- или космические фотоснимки.
В случае же дополнения такой ГСН инерциальной системой наведения и аппаратурой спутниковой навигации появляется возможность поражения заданных объектов практически в любых погодных условиях и в любое время суток.
Последняя версия этой разработки применена в российском ракетном комплексе «Искандер», предыдущие версии на ряде крылатых, так баллистических ракет. Например, примерно таким же образом устроено наведение на цель крылатой ракеты дальнего действия воздушного базирования (КРВБ) советской разработки Х-55, а также китайской CJ-10 и ее более поздней модификации CJ-20.
Как полагает ряд аналитиков, упоминание в одном перечне советских и китайских крылатых ракет отнюдь не случайно, так как прототипом для последних стали именно Х-55. Некоторое количество которых было нелегально вывезено из Украине еще во времена президентства Леонида Кучмы.
Часть этого оружия, доставшегося Киеву от Советской армии, была спрятана на складах украинского военного ведомства, а затем тайно продана странам, заинтересованным в создании или наращивании своего ракетно-ядерного потенциала. Всего в период с 1999 по 2001 годы они закупили в Украине 12 ракет Х-55. По документам они якобы предназначались для возврата в Россию, однако были направлены (по 6 шт.) в Иран и Китай.
Правда, относительно возможности покупателей извлечь реальную пользу из этой сделки среди экспертов до недавнего времени существовали серьезные разногласия. Так, одни из них отрицали саму возможность использования Китаем украинских КРВБ, даже в качестве образца для создания собственных аналогичных видов оружия.
Во-первых, потому что их носителями являются лишь самолеты типа Ту-95МС и Ту-160, которых у Китая нет. А во-вторых, из-за неимения специальной аппаратуры для подготовки и ввода полетного задания в крылатые ракеты. Ну и в-третьих, ввиду отсутствия у означенных стран технических возможностей для подготовки цифровых карт местности на основании которых осуществляется наведение оружия подобного типа.
В соответствии с противоположной точкой зрения, под средства доставки крылатых ракет воздушного базирования, помимо дальних Ту-95МС и Ту-160, вполне можно приспособить и другие бомбардировщики достаточной грузоподъемности. А аппаратуру подготовки и ввода цифровых карт купить, также (то есть криминальным путем) как куплены были сами ракеты.
Что же касается самих цифровых карт для них, то их на базе аэро- и космических фотографий способна производить созданная в Беларуси «Автоматизированная картографическая система создания, обновления, хранения и выдачи в цифровом и графическом виде карт и планов». В той же Беларуси выпускается аппаратура для получения аэро- и космических фотоснимков.
И хотя официальной информации о совместных проектах в этой области нет, последние успехи КНР в области создания высокоточного оружия дают основание с большой долей вероятности говорить, что беларуско-китайское сотрудничество в оборонной сфере продвинулось далеко.
Косвенным доказательство того, что Китай овладел не только технологиями производства крылатых ракет, но высокоточных систем наведения для них, могут служить некоторые аспекты его космической программы. В частности резкая интенсификация запусков спутников типа «Яогань» для дистанционного зондирования Земли, в том числе и в оптическом диапазоне.
Характерно, что первый такой спутник Китай вывел на орбиту в 2006 году. Согласно официальной версии, космические аппараты этой серии занимаются сбором данных о природных ресурсах, окружающей среде, состоянии посевных площадей, а также изысканиями в области планировки городов и проведения космических научных экспериментов. Однако, эксперты считают их главным назначением — военное.
В данном контексте нельзя не вспомнить о беларуском спутнике «БелКА» разработанном в 2002-2004 годах. На его борту предполагалось установить отечественную многозональную аппаратуру типа МК-4, предназначенную для фотографирования земной поверхности. А также топографическую камеру ТК-350 предназначена для получения измерительных фотоснимков, используемых в том числе при создании высокоточных топографических карт.
Согласно официально версии аппарат «БелКА» должен был использоваться главным образом для получения картографической, геологической и экологической информации. Однако, уже тогда некоторые специалисты выказывали уверенность в том, что спутник «БелКА» без сомнения является аппаратом двойного назначения. И получаемые с его помощью данные в первую очередь будут использованы в военной области.
Прежде всего это касается космических фотоснимков которые применяются в качестве исходного материала для создания высокоточных топографических и цифровых карт. А те в свою очередь используются для наведения высокоточных систем оружия, таких как крылатые и аэробаллистические ракеты. И хотя первый спутник «БелКА» погиб в 2006 году, при аварии украинской ракеты-носителя «Днепр», по странному с течению обстоятельств аналогичный аппарат в этом же году был запущен в Китае.
Еще одной разработкой в области высокоточного оружия, которой (по некоторым данным) заинтересовались китайские военные стал модернизационный комплект «Модуль-А», предназначенный для улучшения тактико-технических характеристик обычных авиационных бомб. Во всяком случае, именно на него обратил особое внимание генерал Чан Ваньцюань во время посещения V Международной выставки вооружения и военной техники Milex-2009.
Как можно понять из обнародованной в СМИ информации, «Модуль-А» обеспечивает увеличение дальность полета модернизированной бомбы от точки сброса до района цели за счет аэродинамических плоскостей, и повышенную точность попадания за счет использования сигналов системы спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС) ориентируясь на них система управления модуля приводит в действие крыльевые элероны и корректирует траекторию планирования.
И хотя более подробные сведения об устройстве изделия представители 558-го завода не сообщают, даже из имеющихся данных можно понять, что при создании «Модуля-А» использована концепция аналогичная американской JDAM. Благодаря его применению дальность полета бомбы от точки отделения до цели при сбросе с высоты 12 тыс. м возросла на порядок — с прежних 6 км до 60 км. Что позволяет самолету-носителю при отцеплении боеприпаса держаться подальше от системы ПВО прикрывающей цель. При этом обеспечивается достаточно высокая точность, не зависящая от дальности сброса, метеоусловий и времени суток.
Средства РЭБ. Ряд признаков позволяет говорить и растущем сотрудничестве Беларуси и Китая в области средств радиоэлектронной борьбы (далее по тексту РЭБ). Как для использования в собственной обороне, так и для продажи. Тем более, что по сообщению Defense Aerospace (со ссылкой на прогноз исследовательской компании Forecast International), в ближайшие десять лет мировой рынок систем радиоэлектронной борьбы составит 28,4 миллиарда долларов.
Если же говорить о средствах ведения радиоэлектронной борьбы беларуской разработки, которые могут заинтересовать Китай, то здесь следует упомянуть разработанные еще в советские времена комплексы радиотехнической разведки 85В6-А и 85В6-Б предназначенные для обнаружения распознавания и сопровождения до 100 наземных морских и воздушных объектов по излучению их радиоэлектронных средств. Например, воздушные цели на высоте 10 км могут быть обнаружены за 400 км.
В числе средств радиоэлектронного подавления можно назвать станции мощных шумовых помех СНП-2 и СНП-4 призванные нарушать работу бортовой электроники боевых самолетов. Из свежих разработок — станции радиопомех Р-934УМ «Удар» и Р-378УМ «Укол».
Одним из самых приоритетных направлений развития вооружения и военной техники в Беларуси сегодня разработка средств эффективного противодействия высокоточному оружию. Уже изготовлены и поставлены для опытной эксплуатации в беларускую Армию комплекс постановки помех лазерным системам наведения «Сапфир» и комплекс радиопомех системе глобальной радионавигации GPS «Навес-У».
В числе средств радиотехнической защиты авиационной техники одной из последних беларуских разработок в этой области является комплекс «Сателлит». Это бортовая аппаратура индивидуальной радиотехнической защиты летательного аппарата от высокоточного радиоуправляемого оружия с активными РГСН классов «поверхность – воздух» и «воздух – воздух».
Являясь, по заявлению изготовителя (558-го авиаремонтного завода), единственным в своем роде изделием, не имеющих аналогов в мире «Сателлит» с высокой степенью вероятности исключает поражение защищаемого объекта ракетами с радиолокационными головками самонаведения и выполняет постановку помех автоматически всем атакующим радиолокационным средствам противника (истребители-перехватчики, зенитно-ракетный комплекс). Имеется возможность установки аппаратуры как на военных, так и на гражданских летательных аппаратах в контейнерном или конформном варианте.
Александр Тараскевич, специально для Belarus Security Blog.
Другие материалы по теме:
Военно-техническое сотрудничество Беларуси и Китая.