Война, к которой мы оказались не готовы

1996
источник vdmsti.ru

Вы прочитаете этот материал за 4 минуты

Слава богу, речь идет о нефтяной войне. 31 декабря 2019 года, А.Лукашенко, пообщавшись с В. Путиным, затем российским премьером Д. Медведевым, а затем совсем уж не по статусу с министром энергетики России А. Новаком на предмет поставок российской нефти в Беларусь объявил, что этой самой нефти не будет. По крайней мере, пока. А значит, требуется поставка из альтернативных источников.

В качестве причин, по которым стороны не смогли договориться, в СМИ называются три:

— якобы запрет Кремля поставлять нефть в Беларусь;

— якобы российские компании предложили беларусам цены выше мировых;

— премия российским нефтяным компаниям в размере 10 долларов за тонну, которая уплачивается беларуской стороной.

Последняя версия представляется наиболее вероятной, т.к. о ней сообщили непосредственно профессиональные участники переговоров.

Беларуская сторона уже долгое время пыталась добиться отказа российских поставщиков нефти от премии. Но те категорически отказывались, т.к. эти деньги шли непосредственно нефтяным компаниям. С учетом их закредитованности, 240 млн долларов в год лишними никак не будут. Очевидно, активные телефонные переговоры с российским чиновниками в конце декабря и были посвящены улаживанию этого вопроса. Но когда стало  ясно, что всего политического веса и авторитета А. Лукашенко не хватает даже на скидку в 10 долларов с тонны нефти из «нашей России», нервы сдали.

И было дано указание: от российской нефти отказаться до тех пор, пока русские не пойдут на уступки; найти альтернативные источники нефти. Надежда состояла в том, что российские нефтяные компании не рискнут потерять такого крупного потребителя как Беларусь и пойдут на попятную. О том, что решение было спонтанным свидетельствует несколько моментов.

Во-первых, на начало января оказалось что никаких контрактов с альтернативными поставщиками у Белнефтехима нет. Как  нет и понимания, кто таким поставщиком может быть. В итоге обратились даже к нефтетрейдерам в Польше, странах Балтии и в Украине. Которые могут предложить ту же самую российскую нефть. Только по мировым ценам, умноженным на премию посреднику и на местные налоги и сборы.

Во-вторых, даже с учетом нефтяной премии поставщикам, российский продукт при прямой закупке был на 17% дешевле текущих мировых цен. Что давало экономию в 1,92 млрд долларов в год (т.е. в 8 раз больше того, что пытается сэкономить Лукашенко!).

В-третьих, беларуская нефтянка подошла к событию с полупустыми «баками».

Но благодаря такой спонтанности, мы по крайней мере получили представление об устойчивости нашей нефтяной отрасли. Правда, как говаривал Будда: «Знание порождает страдание».

Белнефтехим сообщил, что запасы на 1 января составляют 500 тыс. тонн. Это позволяет поддерживать работу наших НПЗ на минимально технологически допустимом уровне 20 дней. Т.е. минимальная ежедневная потребность нашей нефтянки составляет 25 тыс. тонн нефти. Или 9,125 млн тонн в год. С учетом собственной добычи Беларусь либо вынуждена импортировать не менее 7,5 млн тонн нефти в год, либо закрывать один из своих НПЗ.

Далее, было заявлено, что запасы на ГСМ на нефтебазах составляют где-то 10-дневный запас. Итого мы ввязались в нефтяную войну имея 30-дневный запас нефти и ГСМ. Есть еще собственная нефтедобыча в размере около 140 тыс. тон в месяц. Это дает дополнительные 6 дней. Итого мы смогли бы продержаться без новых поставок до 5 февраля максимум…

По понятным причинам нефть относится к категории критически значимых товаров. От доступа к ней зависит устойчивость функционирования и экономики, и государства как такового. За рубежом давно действует правило: минимальный текущий запас нефти и нефтепродуктов должен покрывать потребности в них в течение 90 дней.

Открытым является вопрос наличия у нас хранилищ, емкость которых в принципе позволяет иметь 90-дневные запасы нефти и нефтепродуктов (с учетом собственной текущей добычи).

Совершенно очевидно, что официальный Минск ввязался в нефтяную войну с заведомо слабой позиции даже не подготовившись к ней. Ситуация из цикла «выстрелим себе в ногу, может враг испугается».

Данный материал подготовлен в рамках сотрудничества Belarus Security Blog с независимой газетой Свободные новости +

Logo_руна