Война за умы беларусов. Уроки украинского кризиса (часть 4).

864

Увы, но ограничительными мерами влияние Российской Федерации на настроения беларусов уменьшить невозможно. Население все равно получит доступ к тем же телеканалам (спутник, записи передач, социальные сети) и перескажет содержимое в виде слухов. Что ещё более опасно. Таким образом, все ограничения, блокировки, выключения сигнала будет воспринято как демонстрация слабости или «вины». Последнее практически равняется проигрышу в информационном противостоянии уже на начальном этапе.

Подход к обеспечению информационной безопасности должен быть комплексным и постепенным, без резких шараханий.

В культурной области. Тут, как ни парадоксально, ситуацию можно легко исправить даже в рамках существующей идеологической системы координат внутри страны. В Беларуси говорят о «славянском братстве». Поляки и украинцы — славяне. И введение на телевидение развлекательного контента из этих стран вполне оправдано.

Вторым направлением может стать информационная поддержка беларуских участников тех же самых украинских талант-шоу. Тем самым страна получит за небольшой промежуток времени:
1.    «Раскрученных» звёзд (в понимании населения успех за рубежом — настоящий успех)
2.    Альтернативу российскому культурному продукту. Те же украинские звёзды создают не менее, а зачастую и более качественный контент. Как для интеллектуалов, так и для «рядового потребителя»
3.    За счёт сотрудничества с сильным продакшеном можно достаточно быстро поднять профессиональный уровень специалистов национального телевидения и радио.
4.    Трансляция не российских сериалов и фильмов на те же темы, что и продукция РФ (преступность, человек и общество, вторая мировая война) способна изменить (или по крайней мере размыть) навязываемую систему координат с героизацией Кремля и карательных структур СССР.

Отдельно стоит упомянуть о вере беларусов «мнению друзей». Тут важными могут стать восстановление туристических и бизнес-потоков в соседние страны. А так же программы культурного и образовательного обмена (школьники, студенты). Это направление на первый взгляд достаточно ресурсоёмкое. Но, учитывая потепление отношений с Западом, средства на такие цели можно получить из тех же программ Восточного партнёрства. Либо напрямую из грантовых средств МИД сопредельных стран. Бенефициантами могут быть как государственные структуры, так и НПО. Главное, чтобы беларуское государство или, точнее руководство страны не воспринимало такой подход как опасность для власти. Российское влияние на умы в данном случае — большее зло. Даже если говорить понятиями «последней диктатуры Европы».

Собственный контент. Производство сериалов и фильмов — дорогое удовольствие. И на него в бюджете нет средств. Тем более, что последние опыты с госфинансированием огромных проектов вышли провальными. Более оправданным в таком случае может стать, например, система налоговых льгот. Для примера, спонсирование теле или кино продукта в определённых направлениях освобождается от налогообложения. Или, сумма помощи, вычитается из облагаемой базы предприятия. Учитывая развитость контролирующих структур, злоупотреблений (в абсолютных цифрах) будет намного меньше, чем, например, в истории с кинофильмом «Авель». Потери налогов — минимальны. А вот бюджеты для национальных производителей могут вырасти в разы.
Естественно, это не даст моментального эффекта. Но в перспективе 3-5 лет даст наглядную демонстрацию правильности подхода.

Телевидение.Наиболее бюджетная сфера. Частично подходы описаны выше. Естественно, государство (или теперешняя система) боится присутствия чужого игрока на информационном поле. Но надо набраться смелости и взглянуть правде в глаза: монополизма на теле картинку не существует уже как минимум 10 лет. Страна невелика и даже эфиры студий соседних государств смотрит не менее 5% населения. Ещё около 20% — пользователи спутниковых тарелок. О каком монополизме (с учётом специфики передачи информации через слухи) может идти речь?

Поэтому оправдано запускать не только иностранные программы в сети вещания национальных каналов, но и разрешить трансляцию в кабельных сетях телевидения из соседних стран. Хотя бы, тех студий, которые специализируются на развлекательном содержимом.

Интернет и общество. Тут, увы, будет труднее всего. Необходимо создавать свои информационные поводы. Причём в случае информационной атаки не только «оправдываться», но и асимметрично отвечать. Поэтому изучение украинского опыта как существующей властью, так и её оппонентами стоит поставить во главе угла. А далее:
1.    Создать группы информационного реагирования — лиц, которые своими комментариями будут изменять информационный фон новостей. А так же формировать оный в социальных сетях. Ресурсоёмкий процесс. Но он и не требует централизации. Заняться этим могут как НПО, так и власть. При наличии свободного людского, интеллектуального и финансового ресурса.
2.    Провести анализ факторов, способствующих популярности российских сетей. И попытаться предоставить данные услуги на других ресурсах. Пример: в Украине значительная часть пользователей «В контакте» была лояльной к этой сети за счёт огромного количества пиратского контента. Власти страны создали условия для появления целого ряда украинских площадок с фильмами и музыкой. Часть из них вполне легальна — работает по специальным программам делегирования авторских прав для просмотра. Отчисления авторам берутся за счёт рекламы.
3.    С помощью IT компаний страны обеспечить обучение сотрудников региональных информационных ресурсов. Цель — увеличить популярность собственных (беларуских) новостных сайтов и обеспечить их устойчивость перед атаками. Это более эффективный способ, чем, например, отвлекать программистов на написание комментариев по «темникам».
4.    Силами НПО и государства наладить контакт и регулярные встречи руководства наиболее популярных групп в социальных сетях с руководством ведущих СМИ.

Указанные выше предложения не являются всеобъемлющими. Это скорее поверхностный взгляд на основе анализа имеющейся информации. Надеюсь, данный текст послужит развитию дискуссии о способах обеспечения информационной безопасности Беларуси.

Игорь Тышкевич, специально для Belarus Security Blog.

Другие материалы по теме:

Война за умы беларусов. Уроки украинского кризиса (часть 3).

Война за умы беларусов. Уроки украинского кризиса (часть 2).

Война за умы беларусов. Уроки украинского кризиса.

Logo_руна