Война за умы беларусов. Уроки украинского кризиса.

1519

События, которые начались в 2013 году в Украине заставили многих беларуских аналитиков заговорить о необходимости обеспечения информационной безопасности страны. Российская Федерация очередной раз продемонстрировала силу и возможности информационной атаки на общества в соседних государствах. При этом большинство доступных мне материалов было посвящено исключительно роли СМИ (как печатных так и электронных). Смею утверждать, что методы воздействия, использованные в Украине и Беларуси намного более широкие.

И, в связи с этим интересны не только и не столько шаги Кремля, его успехи, сколько факты, где методы информационной войны не сработали. В анализе причин осечек агитационной машины можно найти варианты и для Беларуси.

Предыстория.

Группа В.В. Путина, после прихода к власти одной из первоочередных задач видела усиления своего влияния на медиа-рынок страны. На протяжении 2000-2003 года практически все крупные каналы (равно как и печатные СМИ) перешли под контроль Кремля. Что, к слову сразу почувствовал на себе ближайший союзник — А. Лукашенко.

Медиа-атаками против Лукашенко сопровождались все без исключения попытки России получить контроль над беларускими компаниями. Этот же фон наблюдался во время склонения руководства синеокой к сдаче позиций в переговорах по созданию различных интеграционных моделей.

Вот лишь несколько примеров.
•    2003-2004 года. Война «Газпрома» за контроль над «Белтрансгазом». Минск к этому времени уже потерял возможности донесения своей информации до зрителей национальных каналов в РФ. Соседняя страна наоборот, усилила своё информационное присутствие в Беларуси. В результате целого ряда «разоблачительных» материалов рейтинг А. Лукашенко был обвален до исторического минимума — 29%.
•    2006 год. Споры о выходе Беларуси на российский рынок продовольствия и желание РФ получить контроль над частью отечественного автопрома. Те же методы российских каналов опустили популярность Лукашенко на 10%. Учитывая, что это был «год выборов», официальный Минск быстро пошёл на компромисс. Но, стоит заметить, что по сравнению с 2004 годом сработал лучше. Правда, административными методами — заменой новостных блоков на российских каналах. Тогда же канал ОНТ оформился в полноценную структуру и начал вещать с 7 утра до часа ночи.
•    В 2008 году, на фоне грузинского кризиса атака повторилась. Однако, эта была первая «победа» Беларуси. Руководство страны не пошло на компромиссы в виде признания соседних государств. Хотя, общественное мнение жителей страны склонялось к такому шагу. Просто, если вспомнить те события, в России начался кризис. А в Беларуси наоборот, на фоне «потепления» отношений с Западом появились перспективы прихода инвестиционных денег.

Однако, обращать внимание лишь на новостной контент — видеть только часть проблемы. Равно как и влиять исключительно через СМИ — не добиться успеха. В Российской Федерации это поняли на рубеже 2005-2007 года. Именно в это время началась работа ещё по как минимум трём направлениям.

1. Создание системы координат, в которой представитель России, силовых структур этой страны априори воспринимается как носитель добра. Даже, если на определённом моменте действует вопреки общественным нормам и законам страны. При этом граждане соседних государств представлялись в лучшем случае в нейтральном свете. Это проявилось в огромном количестве сериалов и художественных фильмом на темы войны, работы правоохранительных органов, человека и родины и т. д. Заметьте, именно на этом этапе началась героизация СМЕРШ, НКВД, спецназа ГРУ, сил специального назначения ВМФ РФ и подобных структур. Не говоря уже о милиции и прокуратуре.

Этот продукт не только транслировался по российским национальным каналам, но и за относительно небольшие деньги (а зачастую и бесплатно) предлагался для трансляции в соседних государствах.

2. Электронные медиа и социальные сети. Тут упор был сделан не только  создание собственного контента, но и на создание фона прочтения новости. Речь идёт о комментаторах в социальных сетях и на ресурсах различных стран. Термин «российский бот» был впервые использован в Украине в 2007 году для описания атаки на новости о демократических партиях перед очередными выборами в Раду. Эксперимент был успешным и с 2008 года система начала работать на постоянной основе в режиме 24/7.

3. Работа с обществом посредством личных контактов. Тут не изобреталось ничего нового. Сила слухов, сеяние панических настроений пересказом «страшных историй» использовалась ещё в 18 веке. И, как ни парадоксально, в эпоху цифровых технологий это работает. Правда, схема несколько иная: идёт параллельный вброс информационных посылов через социальные сети и «уличных агитаторов». За примерами далеко ходить не надо. Слухи про «отжатие авто на беларуских номерах на нужны Майдана» в начале 2014 года уже в мае свели практически к нулю количество поездок наших соотечественников в Украину. Подтверждений слухам так и не было. Зато курортный сезон в Украине сорвали. И настроили часть общества против «бардака у соседей».

Отдельно стоит упомянуть такой тип запуска слухов как ток-шоу (различные суды присяжных, обсуждение судеб людей и так далее). Несмотря на то, что подобный продукт в значительной мере постановочный, истории, которые рассказываются, воспринимаются зрителем как реальные события. И, уже «в пересказе оффлайн», обрастают новыми подробностями.

Таким образом, уже к началу 2013 года Российская Федерация обладала следующими стартовыми условиями для информационной атаки на сопредельные государства:
1.    Сеть популярных телевизионных каналов с ярким развлекательным контентом и скоординированной политикой подачи информации (новости и аналитика)
2.    За счёт кинематографии, производства сериалов и ток-шоу была обеспечена необходимая система координат для восприятия «российского взгляда» как позиции «морального авторитета»
3.    Апробирована и запущена система создания необходимого фона вокруг «чужой» информации в сети интернет. Причём как таковая информационная атака не велась до 2013 года. Комментарии в интернет-медиа и посты в социальных сетях долгое время шли без «централизованных темников». Шло вовлечение в систему и граждан, например Беларуси и Украины, которые подрабатывали копирайтингом в сети.
4.    Создана не сетевая (оффлайн) система распространение необходимых информационных посылов. Которая, на первых порах шлифовалась не в политической сфере а в атаках общественного мнения на бизнес. В первую очередь — ритейл. В Беларуси это проявлялось в периодических атаках (кстати, региональных) на сети Евроопт и «Соседи».

Стоит отметить ещё одну особенность подачи информации российскими СМИ. Даже обычная новость в случае информационной атаки преподносилась через «личные истории». То есть, материал начинался с частности, примера 1 человека на экране и только потом переходил на обобщение. Что, естественно подкупало зрителей, склонных верить информации «друзей, знакомых и т.д.».

Продолжение следует.

Игорь Тышкевич, специально для Belarus Security Blog.

Logo_руна