Вы прочитаете этот материал за 6 минут.
Структура МВД имеет значительный потенциал для оптимизации. При этом было бы ошибкой ограничиваться исключительно механическим сокращением штатов. Целесообразно рассмотреть возможность передачи дополнительных полномочий на места руководителям территориальных органов внутренних дел.
Общий фон. В последние несколько месяцев А. Лукашенко неоднократно обращался к теме оптимизации структуры и численности силовых ведомств. При этом под оптимизацией зачастую подразумевается банальное сокращение. Сомнительно, чтобы в условиях текущей обстановки с безопасностью в регионе это коснулось армии или пограничников. Скорее наоборот – есть необходимость в увеличении их численности.
Однако некоторым силовым структурам сокращений не избежать. В первую очередь речь идет об МВД и МЧС. Касательно спецслужб в силу закрытого характера их деятельности открытой информации о реорганизации нет и не будет. Однако стоит напомнить, что спецслужбы – это в том числе и бюрократические механизмы. И как всякая бюрократия они имеют свойство «обрастать» не всегда нужными функциями. Так что, при желании и там можно найти где «ужаться».
В системе силовых ведомств на сегодняшний день имеется резерв сокращения расходов за счет разаттестации (перевода в разряд замещаемых гражданскими специалистами) ряда вспомогательных должностей, сокращения структур внутриведомственного контроля, различного рода исследовательских, образовательных, культурно-пропагандистских и прочих подразделений, которые зачастую просто бесполезны. Но служат местом трудоустройства родственников, друзей и членов семей начальников разного рода и ранга. Высвободившие ресурсы (материальные и человеческие) следует направить на выполнение прямых функций по обеспечению общественной и национальной безопасности. В том числе и путем передачи
Выступая 28.01.2016 на коллегии МВД, А Лукашенко выразил пожелание укрупнить милицейские структуры (источник). При этом до конца не понятно о чем идет речь. В равной степени это может быть как реорганизация вспомогательных служб и подразделений, так и укрупнение территориальных органов внутренних дел (далее по тексту ОВД) соседних административных районов.
Представляется, что рационально было бы начать движение в обоих направлениях.
Убрать ненужное. Прежде всего, необходимо провести аудит административных функций МВД избавившись от излишних. Во-вторых, целесообразным представляется поэтапный перевод ведомства в разряд гражданского с сохранением военизированных компонентов: милиции, Внутренних войск, Департаментов охраны, обеспечения оперативно-розыскной деятельности и исполнения наказания. Все, кто непосредственно по долгу своих ежедневных функций не выполняет задачи по борьбе с преступность и поддержанию правопорядка должны форму снять. Включая департаменты по гражданству и миграции и тыловиков.
И только после этого можно переходить к объединению территориальных ОВД.
Оптимизация укрупнением. В настоящее время ОВД организационно входят в состав органов исполнительной власти базового уровня (районов, городов областного подчинения, районов в городах). Их укрупнение может идти либо в рамках назревшей реформы административно-территориального деления, либо потребуется законодательно вывести ОВД из состава местных органов власти. Укрупнение ОВД диктуется не только соображениями рационализации управленческих расходов, но и фактором депопуляции в ряде сельских регионов страны.
Представляется, что укрупнение должно идти посредством объединение 2-3 ОВД в межрайонные, обслуживающие смежные административные районы. Самый крупный отдел становится головным и его структура изменений не претерпевает. Меньшие ОВД получают статус территориальных отделений укрупненного межрайонного ОВД, в них проводится сокращение ряда руководящих должностей, функции которых будет выполнять центральный ОВД.
Выделим некоторые должности, существующие в гор/райотделах внутренних дел:
1. начальник ОВД (подполковник-полковник);
2. 1-й замначальника ОВД – начальник криминальной милиции (майор-подполковник), в некоторых ОВД курирует и милицию общественной безопасности;
3. замначальника ОВД – начальник милиции общественной безопасности (майор-подполковник), в некоторых ОВД отсутствует;
4. замначальника ОВД по идеологической работе и кадровому обеспечению (замполит, майор-подполковник);
5. кадровый аппарат (2 и более человека) (капитан-майор);
6. штаб (2 и более человека) (капитан-подполковник начальник штаба, специалисты могут быть госслужащими);
7. начальник оперативно-дежурной службы (майор-подполковник), в некоторых ОВД отсутствует;
8. начальник отдела/отделения уголовного розыска (майор-подполковник);
9. начальник отдела/отделения охраны правопорядка и профилактики (участковые инспектора милиции) (майор-подполковник);
10. начальник отдела/отделения ГАИ (майор-подполковник);
11. начальник отдела/отделения по гражданству и миграции (майор-подполковник), в некоторых ОВД отсутствует;
12. начальник отдела/отделения инспекции по делам несовершеннолетних (майор-подполковник), в некоторых ОВД отсутствует;
13. Финансовая служба (1-2 специалиста);
14. Начальник отделения информационного обеспечения.
Итого 10-17 человек, в отдельных ОВД и более.
Укрупнение территориальных ОВД позволит сократить все вышеуказанные должности, за исключением начальника ОВД, вместо которого вводится начальник отделения ОВД. Функции остальных должностных лиц могут быть переданы из присоединяемого в головной ОВД. С учетом развития современных средств связи проблемы обмена информацией возникнуть не должно. Необходимость непосредственного контроля на местах руководителями структурных подразделений межрайонного ОВД потребует увеличения лимита пробега служебного автотранспорта, закрепленного за ними.
В городах областного подчинения имеет смысл объединить городские ОВД и ОВД сельского района в один. Исключение можно сделать, пожалуй, только для Гомеля.
Перевод ОВД в разряд отделений не должен привести к снижению «потолков» по званиям. Более того в отделениях имеет смысл поднять его для старших инспекторов/оперуполномоченных до подполковника. Это не повлечет значительных затрат на выплату денежного довольствия. Но сохранит для сотрудников отделений перспективы роста если уж не по должности, то по званию. Что важно с точки зрения сохранения здорового психологического климата в коллективах отделений, где может сложиться мнение, что их статус понижен в сравнении с имевшимся при самостоятельном ОВД.
Объединение 3-х ОВД создает кадровый резерв в количестве 20 и более человек. Очевидно, что механическое сокращение штатной численности не рационально. Более правильным будет передать высвободившиеся ресурсы начальникам межрайонных ОВД в качестве личного кадрового резерва. Это подразумевает, что в рамках фонда оплаты личного состава начальник ОВД руководствуясь криминогенной обстановкой на обслуживаемых территориях может ввести дополнительные единицы в те службы и территориальные отделения, которые нуждаются в усилении. При этом сам начальник межрайонного ОВД должен определять пропорцию сержантских и офицерских должностей. Так, вместо 20 офицеров он может решить, что для пользы дела целесообразнее создать собственный взвод патрульно-постовой службы в количестве 25-30 сержантов, или отделение ППС и 10-12 участковых инспекторов.
Найм сотрудников должен осуществляться на основании срочных контрактов на 2-5 лет. Конечно, такие милиционеры будут находиться в более уязвимом положении, нежели занимающие «твердые» должности. Но в любом случае такое положение лучше, чем просто механическое сокращение. Особенно в сельских регионах, где работы с сопоставимым милицейскому доходом просто нет. Кроме того, система приобретет гибкость и позволит начальникам межрайонных ОВД оперативно реагировать на изменения криминогенной обстановки на обслуживаемых территориях.
Трансформация любой системы — процесс закономерный. Он является залогом сохранения её стабильности и эффективности. Но лишь при правильном проведении.Необдуманные реорганизации в лучшем случае бесполезны, а как правило – вредны. К сожалению, МВД остается предельно закрытым от общественности (касательно внутриведомственных процессов). А потому, всегда присутствует сомнение относительно и самого министерства, и качества выполняемой им работы.