Выступая 20.07.2013 на совещании, посвященном развитию Вооруженных Сил, А. Лукашенко потребовал уделять первостепенное внимание ПВО. При этом речь идет, прежде всего, о перспективах поставок ЗРК и самолетов.
Однако, краеугольный камень ПВО – способность отслеживать воздушную обстановку на максимальном удалении. И вот тут было неплохо рассмотреть одну тенденцию, которая мало известна не только широкой публике, но даже большинству экспертов.
Речь идёт о возврате «в строй» старых добрых аэростатов.
В общем-то, вопреки распространённому мнению о том, что их звёздный час – Первая мировая война, это не совсем так. Аэростаты заграждения применялись в ходе Второй мировой. В послевоенное время, аэростаты действительно сошли на некоторое время со сцены. Но по мере миниатюризации систем радиолокации, наблюдения и связи, интерес к аэростатным платформам возродился.
Интересно отметить, что в США проводились работы по созданию авианосных дирижаблей. Так в 1931-1935 годах была создана экспериментальная система-носитель самолетов. Истребители-бипланы совершали взлет и посадку c с помощью специальной системы крепления. Испытания прошли успешно, однако такие летающие авианосцы были признаны слишком опасными для их экипажей, а их обслуживание было чрезвычайно сложным.
Возврат аэростатов был предопределен использованием тактики применения авиацией малых и предельно малых высот для нанесения ударов. Это потребовало увеличить дальность обнаружения низколетящих целей, что, в свою очередь, требовало подъема антенн РЛС на большую высоту.
Соответствующие работы велись с 60-х годов прошлого века. Тогда столкнулись с рядом проблем технологического характера, которые удалось решить фактически только через 20 лет. К их числу можно отнести необходимость в лёгкой и прочной оболочке аэростата, стойкой к воздействию солнечных лучей; в разработке привязных многофункциональных тросов; в обсечении энергопитания оборудования аэростатов. Ограниченная грузоподъемность требовала нового компактного оборудования для установки на аэростаты.
В 1986 году военные специалисты США провели оценку различных вариантов аэростатов с точки зрения автономности, транспортабельности, стоимости, живучести, радиолокационной заметности, влияния погодных условий и многого другого. Тогда американцы пришли к выводу о перспективности создания аэростатных радиолокационных постов (далее по тексту АРП). Они способны были в значительной мере (но, конечно, не полностью) заменить самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Размещение мощных РЛС на аэростатах способно обеспечить серьезное увеличение дальности обнаружения противника либо же средств нападения (самолеты, вертолеты, ракеты, военные корабли).
После этого Пентагоном были организованы опытно-конструкторские работы по созданию аэростатных радиолокационных систем. Первоначально планировалось, что в качестве носителя РЛС выступит дирижабль с командой на борту. Однако позднее американские специалисты пришли к выводу о технической сложности подобной схемы. Развитие получили посты на основе привязных аэростатов, обслуживающий персонал которых размещался не в гондоле, а на земле в мобильном пункте управления.
По итогу военные получали в свое распоряжение комплекс, сочетающий в себе проверенные надежные технологии аэростатов и новейшие достижения в области систем контроля пространства.
Боевое крещение АРП получили в августе 1990 года во время вторжения иракцев в Кувейт. От аэростатного комплекса вблизи г. Эль-Джахра информация о передвижении иракских танков и вертолетов передавалась на командный пункт ВВС эмирата. Правда, Кувейт это не спасло: его военные в большинстве просто разбежались с началом войны. Достаточно отметить, что весь флот монархии был захвачен иракцами прямо у пирсов, в целости и сохранности. Кстати, армия в Кувейте на тот момент была контрактной, после освобождения эмират ввёл всеобщую воинскую повинность.
С начала 90-х годов в рамках программы разработки перспективной концепции обороны от крылатых и противокорабельных ракет в США начались работы по созданию аэростатных радиолокационных станций, способных обнаруживать малозаметные цели в условиях радиопротиводействия со стороны противника и переотражений от подстилающей поверхности и местных предметов, в том числе и от поверхности моря во время сильного волнения. В 1996 году решением Пентагоном было сформировано специальное подразделение, получившее наименование JAPO (Joint Aerostat Project Office) и предназначенное для организации разработок и испытаний опытных образцов информационно-разведывательных средств, размещаемых на аэростатах. В начале 1997 года ему была поставлена задача создать перспективную объединенную аэростатную радиолокационную систему JLENS (Joint Land attack cruise missile defense Elevated Netted Sensor system). Далее это подразделение было переименовано в отдел по дальнейшей разработке данного проекта (JLENS Project Office). Система JLENS предназначалась для обеспечения дальнего (загоризонтного) обнаружения воздушных и низколетящих (надводных) целей и выдачи данных целеуказания на средства ПВО/ПРО наземного и корабельного базирования, развернутые на театре военных действий. Она должна была решать задачи: по обеспечению загоризонтного контроля обстановки; загоризонтному обнаружению низколетящих целей и их сопровождению; выдаче данных целеуказания средствам ПВО/ПРО; организации связи в зоне прямой видимости.
РЛС обнаружения, сопровождения и подсвета разместились в гондолах аэростатов.