Захват Херсона
Западная часть Херсонской области была занята российскими войсками из-за того, что украинские войска не смогли заблокировать/уничтожить мосты через Днепр. С этого плацдарма силы вторжения пытались продолжить наступление в направлении Николаева и на север. Однако были остановлены Силами обороны Украины. И вскоре перешли к обороне захваченных территорий.
С лета украинские войска осуществляли давление на херсонскую группировку российских войск. Сковывая на плацдарме наиболее боеспособные подразделения российской армии.
По оценке зарубежных и украинских специалистов основу херсонской группировки составили Воздушно-десантные войска России. Украинские источники утверждали, что на правом берегу Днепра сосредоточена практически вся боеспособная компонента российских ВДВ.
С целью снижения боеспособности российской группировки украинские силы при первой же возможности начали наносить удары по логистическим маршрутам через Днепр. Что в определённый момент создало серьёзные проблемы для российского командования.
Странное решение
09.11.2022 российское военное командование публично объявило о решении об отведении своих войск с правого берега Днепра. В качестве мотивов заявлялись:
— сложности со снабжением российской группировки из-за ударов по логистической инфраструктуре через реку;
— возможность использования отведенных войск на других участках фронта, в том числе и для наступательных действий.
Оба этих пункта на самом деле не так однозначны, как кажутся.
Несмотря на удары по мостам и переправам через Днепр, российская сторона сумела наладить достаточный поток снабжения как для своей группировки на правом берегу, так и для гражданского населения. По крайней мере, в Херсоне не было проблем с базовыми продуктами питания, продовольственные и топливные карточки не вводились. При том, что в этой части области оставалось до 250 тыс. человек гражданского населения.
Помимо паромных переправ, продолжал функционировать, пускай и с ограничениями по массе транспорта, Андреевский мост. По крайней мере такой вывод следует из обстоятельств его уничтожения:
— украинская сторона утверждает, что мост был обрушен в результате попадания украинских ракет в машину с боеприпасами, которая следовала через мост в составе российской военной колонны;
— российская сторона утверждает, что сама подорвала мост для предотвращения проникновения украинских войск на левый восточный берег Днепра.
Вне зависимости от того, чья версия правдива, обе они свидетельствуют: мост был поврежден, но функционировал.
Также российским войскам удалось наладить транспортировку грузов и личного состава через Каховскую ГЭС.
Одновременно через Днепр были перекинуты полевые магистральные трубопроводы для подачи на правый берег ГСМ. Что снизило потребность в перевозках через реку.
Параллельно были предприняты меры по «рационализации» группировки войск на правом берегу, чтобы снизить необходимые масштабы логистики:
— На восточный берег были отведены тыловые и вспомогательные части.
— Еще в сентябре туда же переместили крупнокалиберную артиллерию, которая должна была поддерживать правобережную группировку огнём. Для этого российские позиции были придвинуты ближе к Херсону. И к своей артиллерии.
— В течение октября была проведена частичная эвакуация гражданского населения. Российская сторона утверждает, что она носила добровольный характер и было вывезено более 80 тыс. человек.
Так что сложности снабжения правобережной группировки объективно не носили критического характера.
По оценке украинского военного командования правобережная группировка российских войск насчитывала порядка 40 тыс. человек. Основу которых, как было сказано выше, составляли Воздушно-десантные войска. Фактически это была наиболее боеспособная группировка российских войск в Украине.
Указанная оценка численности представляется близкой к реальности. Российское командование утверждает, что с правобережья было выведено 30 тыс. российских военнослужащих.
Возможность использования отведенных войск для наступления на другом участке фронта — сомнительный аргумент. В результате оставления Херсона не только Россия высвобождает силы. Вокруг херсонского плацдарма Силы обороны Украины сосредоточили не менее 15 армейских бригад. Штатная численность которых превышает 80 тыс. человек. То есть для Украины в результате занятия Херсона высвобождается большее число войск.
Русские очевидно формировали устойчивую и внушительную группировку для долговременной обороны. Которая опиралась бы на три линии укреплений, узлы обороны внутри населённых пунктов на правом берегу и артиллерийскую поддержку с левого берега.
Но с какого-то момента решение было изменено.
Чего не было в медиа
В конце октября — начале ноября российских десантников начали выводить с правого берега Днепра. Заменяя подразделениями из мобилизованных.
Это выглядело рационально. Десантники — ударная сила. А для городских и окопных боёв вполне могло бы хватить и мобилизованных.
Но интересно то, что отведённые подразделения ВДВ на фронте пока так и не появились. Украинская военная разведка, известная своей медийной активностью, почему-то этот вопрос не проясняет.
Но самое интересное даже не это. Выясняется, что ещё до объявления российского отступления украинское командование начало отводить свои подразделения на другие участки фронта.
Далее, хотя украинские источники много рассказывают о работе своей артиллерии по отступающим российским подразделением, результаты этих ударов в сколь-либо значительном масштабе не подтверждается объективными свидетельствами. Нет фото-видео «полей смерти» российской бронетехники из-за украинских артиллерийских ударов в ходе отвода российских войск.
Как нет и свидетельств того, что заметное количество российской техники было захвачено. В отличие от ситуации с украинским наступлением в Харьковской области. Там украинцы затрофеили техники почти на две механизированные бригады. А под Херсоном – на роту.
Вышесказанное позволяет догадаться, почему решение об отводе войск российское командование сделало публично: российские генералы были уверенны в том, что проблем им это не доставит.
Интересно обратить внимание и на то, что на третий день после освобождения Херсона его посетил Президент Украины Владимир Зеленский. При том, что город находится в зоне досягаемости российской артиллерии. Сам город большой, частично покинут жителями. Там могли оставаться и вражеские диверсанты, и корректировщики. Но это не смутило охрану украинского руководителя.
Операция «Договорняк»?
Отвод российских войск с правого берега Днепра возбудил в России «турбо-патриотическую» общественность. Возникла теория предательского «договорняка» между Кремлем и Киевом. Что украинские власти гневно отвергли: нет поля для договоренностей с агрессором.
В общем, и «да», и «нет». Договоренность по войне в целом сейчас между Киевом и Москвой невозможна. Но могут быть локальные, тематические сделки. Налажены механизмы обмена военнопленными, даже знаковыми (командиры обороны Мариуполя). Давно не было тревожных новостей о Запорожской АЭС. Продлена «зерновая сделка». Так что по отдельным вопросам враги могут найти точки соприкосновения. Но лишь при наличии посредников. А у посредника – свой интерес.
И тут обратим внимание на информацию последних недель о том, что Вашингтон внезапно захотел от Киева большей гибкости по вопросу переговоров с Россией. Появляется некий план мирного урегулирования, по которому Украина получает всё и сразу. А Крым позже, через 7 лет.
О переговорах говорит даже один из американских ястребов, глава Объединённого комитета начальников штабов вооруженных сил США Марк Милли. В ответ Главнокомандующий Сил обороны Украины генерал Валерий Залужный публично сообщает свою позицию, высказанную во время телефонного разговора с М. Милли: армия Украины не приемлет никаких территориальных уступок и компромиссов с Россией. Подобное высказывание военачальника по политическим вопросам косвенно свидетельствует о серьёзности ситуации. Кстати, а по чьей инициативе состоялся этот разговор?
Далее, глава ЦРУ Уильям Бернс отправляется в Киев для встречи с В. Зеленским сразу после переговоров с главой Службы внешней разведки России Сергеем Нарышкиным. Причем не просто в Киев, а в Киев, который находится в день визита под российскими ракетными ударами. Очевидно, что вопросы были срочные. И обсуждать их можно только при личной встрече Бернс-Зеленский.
В общем, посредником в херсонской истории по косвенным признакам можно признать США.
Но каков интерес сторон во всей этой истории?
Об интересах тактических и стратегических
Локально в истории с Херсоном Украина получила неразрушенный областной цент, сберегла жизни своих солдат и дефицитную военную технику. Снимается часть угроз для Николаева. Бонусом идут выгоды политического и психологического характера от освобождения единственного областного центра, захваченного русскими на первом этапе войны.
Кремль получает серьезный имиджевый удар, но сохраняет войска, находившиеся на херсонском плацдарме. Возможно, с точки зрения генералов последнее важнее первого. Политическая и военная стратегии часто противоположны. Но Владимир Путин – политик и верховный главнокомандующий. И без его решения отведение войск не состоялось бы. А это значит, что у него были на то и политические причины. Тем более, что Херсонская область была аннексирована Кремлем. Как было сказано – «навсегда». Но возникли серьезные политические причины переиграть эту историю.
Далее, практически одновременно с оставлением русскими Херсона Запад начинает снимать ограничения на экспорт российского продовольствия и удобрений. Тут стоит напомнить, что Россия экспортирует продуктов питания в полтора раза больше, чем оружия. Начались переговоры о снятии части ограничений на ведение международных расчётов через Россельхозбанк. Который обслуживает российский экспорт продовольствия.
А в чем интерес США? Явно они не собираются ослаблять удавку на путинском режиме.
И тут стоит обратить внимание на 2 момента.
Во-первых, ВДВ России — это не только ударный кулак. Но ещё и резерв верховного главнокомандующего — президент Российской Федерации. Можно предположить, что этот резерв понадобился или может понадобиться в обозримой перспективе в другом вместе. Не в Украине. Конечно, ВДВ могли быть отведены в Россию для формирования на их основе новой ударной группировки российских войск за счёт пополнения мобилизованными. И повторной отправки на фронт. Этот вариант тоже нельзя исключать.
Во-вторых, Министром сельского хозяйства России является Дмитрий Патрушев. Которого прочат в преемники В. Путина. И считают человеком, приемлемым для Запада. Нельзя исключать подвижек в этом вопросе. ВДВ могут участвовать в обеспечении силовой части операции «Транзит». А США окажут политическую благосклонность новой российской администрации. В таком случае становятся понятными заявления из Вашингтона о возможности новых украинско-российских переговоров. Которые должны закончиться отступлением России из Украины еще при президентстве В. Путина. Так, чтобы новый российский президент мог начать с чистого листа. Без наследия проклятого прошлого в виде войны с Украиной и глухой изоляции от Запада.
Это всего лишь гипотеза. Но пока не просматривается другой, которая могла бы объяснить российское отступление с правого берега Днепра. При том, что русские готовились к его обороне и могли обороняться в течение долгого времени.
