Закупка Су-30СМ все более походит на авантюру

2198

Вы прочитаете этот материал за 4 минуты

30.01.2019 Министр обороны России Сергей Шойгу посетил корпорацию «Иркут», где ознакомился с производством тяжелых  многофункциональных истребителей Су-30СМ.

Руководство предприятия сообщило о планах по модернизации уже имеющихся на вооружении российской армии самолетов. Насколько можно судить, её основным элементом является замена импортной авионики продукцией российских производителей.

Далее, С. Шойгу ознакомили с перспективами поставок Су-30СМ в страны ОДКБ: Казахстан, Армению, Беларусь. Было заявлено, что в наступившем году для ВВС нашей страны планируется к передаче 4 истребителя. Что позднее подтвердило Минобороны Беларуси.

В этой связи стоит обратить внимание на следующее.

Во-первых, до настоящего времени скрывается закупочная стоимость самолетов. Российские источники сообщали, что каждая машина обойдется беларуским налогоплательщикам в USD 50 млн. Между тем, Армения и Казахстан оплачивают технику по внутрироссийским ценам, в зависимости от курса российского рубля USD 25-35 млн за единицу.

Во-вторых, нет ясности об источниках финансирования сделки: бюджетные средства, кредит или из внебюджетных фондов. Между тем, речь идет о сотнях миллионов долларов из народного кармана. Такая секретность позволяет предположить, что закупки планируются далеко не на самых оптимальных условиях.

В-третьих, нет разъяснения относительно стоимости содержания и эксплуатации Су-30СМ. Стоит напомнить, что ранее Минобороны Беларуси объясняло отказ от истребителей Су-27 непомерно высокой стоимостью их эксплуатации, которая вдвое превышает стоимость эксплуатации МиГ-29.

Су-30СМ – глубокая модернизация Су-27. По оценкам беларуских и российских военных специалистов достаточная численность истребительной авиации для Беларуси – это 3 боеготовых эскадрильи (не менее 36 боеготовых самолетов). В настоящее время национальные ВВС располагают 2-мя истребительными эскадрильями неопределенной численности. Даже если предположить их полную укомплектованность, параллельное использование 2-х эскадрилий МиГ-29 и 1-й эскадрильи Су-30СМ потребует удвоения расходов на содержание истребительной авиации из-за высокой стоимости эксплуатации последних. В силу экономической стагнации в Беларуси, вряд ли стоит рассчитывать на резкий рост военных расходов, который позволит это сделать. Не говоря уже о полном замещении старых истребителей в пропорции 1:1 или необходимой пропорции 1:1,5. Если в итоге окажется, что предполагаемые к закупке 12 Су-30СМ — единственные 12 боеготовых истребителей ВВС Беларуси, то это означает превращение истребительной авиации в символическую величину. При этом символ окажется слишком дорогим для налогоплательщиков и бесполезным в силу неспособности защитить страну в случае более-менее серьезного конфликта из-за своей малочисленности. Количество имеет значение не меньшее, чем качество.

В-четвертых, не представлены  обоснования выбора именно в  пользу тяжелых истребителей. Стоит напомнить, что ранее то же Минобороны Беларуси планировало провести при поддержке российского ВПК модернизацию имеющихся истребителей МиГ-29 до уровня МиГ-35 и закупку легких многофункциональных истребителей МиГ-29М/М2, стоимость эксплуатации которых должна быть ощутимо ниже, чем у МиГ-29 (по крайней мере, так заявляет производитель). Насколько известно, эти планы были поддержаны российскими специалистами, которые изначально критически относились к способности Беларуси перевооружиться на необходимое количество (3 боеготовых эскадрильи) тяжелых истребителей.

В-пятых, ранее Министр обороны Беларуси Андрей Равков сообщил, что препятствием для поставки Су-30СМ в Беларусь является необходимость замены производителем западных комплектующих, поставка которых невозможно в силу эмбарго, введенного против России, российским оборудованием. Полностью «российские» Су-30СМ будут переданы Минобороны России только в этом году и в количестве трех штук. Вероятно, для опытной эксплуатации. Вторым получателем рискует стать Беларусь. И хотя производитель утверждает о высоком качестве российских аналогов западного оборудования, индийские ВВС отдают предпочтение западной, а не российской, авионике. Не говоря уже о том, что западное оборудования изначально было использовано при производстве Су-30СМ для российских ВКС не от хорошей жизни, а в силу неспособности российского производителя предложить достойные аналоги. По сути, за немалые деньги мы можем получить машины, надежность которых только предстоит проверить реальной эксплуатацией. Что является авантюрой чистой воды.

Logo_руна