Вы прочитаете этот материал за 2 минуты
Беларуский режим долго обвинял Запад в попытках силового давления. В настоящее время Минск имеет возможность столкнуться с ним в реальности. Правда, ответить на него, похоже, просто нечем.
Начиная с минувшего года беларуский режим регулярно обвинял Запад (Польшу и НАТО) в концентрации войск на границах Беларуси с целью отторжения части национальной территории. Не приводя при этом никаких фактов в пользу этих заявлений.
С началом миграционного шантажа ЕС, беларуский режим впервые за время своего существования получил возможность на практике ознакомиться с западным давлением. Александр Лукашенко обвинил Польшу в концентрации войск на границе с Беларусью в составе и количествах, явно не соответствующих задачам охраны границы. Теорию «польской угрозы» поддержал и беларуский генералитет. Одновременно резко возросла частота полетов боевой авиации НАТО (включая разведывательные БПЛА) вдоль беларуских границ. Страны НАТО отправляют свои контингенты (пока символических масштабов) на польско-беларускую границу для поддержки усилий Варшавы по ее охране.
Польские власти начали давление на беларуский транзитный потенциал, закрыв один из двух железнодорожных пунктов пропуска. Угроза блокирования железнодорожных коммуникаций Беларуси с ЕС бьет в свою очередь по отношениям Минска с Пекином, ставя под угрозу контейнерные перевозки КНР-ЕС.
Западные политики открыто заявляют, что за действиями беларуского режима на границах ЕС стоит Кремль (не приводя, впрочем, никаких фактов в подтверждение этого). Таким образом, если ранее официальный Минск воспринимался на Западе как автономный от Москвы игрок со своими интересами (отличными от российских) и возможностями, то в настоящее время он стал частью российской угрозы западным странам. При этом в западном политикуме и медиа есть консенсус относительно того, что миграционный шантаж ЕС, кризис на европейском газовом рынке и очередная концентрация/перемещение российских войск вдоль украинской границы – части одной комплексной гибридной агрессивной кампании против ЕС и НАТО.
Похоже, Запад, в первую очередь благодаря позициям Польши и Литвы, которые понимают специфику политической культуры официального Минска, начал разговаривать с беларуским режимом понятным для него языком демонстрации силы, угроз и ультиматумов. Что стало полной неожиданностью для последнего. Сейчас беларуский режим стоит перед дилеммой между дальнейшей эскалацией ситуации на границе и снижением градуса напряженности, не достигнув никакого позитивного для себя итога. Последнее будет означать политическое поражение официального Минска.